Кинематика
Пора начинать излагать беспристрастно,
Но, по возможности, просто и ясно
Школьную физику, самую суть.
Если готов, мой читатель, то в путь.
Начнём с кинематики, то есть с раздела,
В котором причинам движения тела
Не придаётся большого значения;
Главное здесь - описанье движения.
Представим, что в нашей системе отсчёта
Покоится тело, допустим, ворота,
Что в некую точечку этих ворот
Радиус-вектор из центра идёт.
Он задаёт положение точки.
Всё очень просто, но это цветочки.
Если же тело начнёт колебаться,
Плавненько двигаться или вращаться,
Будет и радиус-вектор меняться.
Чтобы описывать это движение,
Вводятся скорость и ускорение.
Скорость, как важный приём в каратэ,
Надо запомнить - дэ эр по дэ тэ:
Если ещё производную взять,
То ускорение можно узнать:
Тут успокоим немного нервишки,
Ведь больше второй производной - излишки.
Дифференцировать функции нудно,
Но наша природа устроена чудно;
Ньютон открыл, что в законе движения
Место есть только для ускорения.
Значит, других производных не надо.
В этом уже, согласитесь, отрада.
Дальше всё сводится просто к тому,
Чтоб производные брать по уму.
Как это делать, надеюсь, известно,
Правила здесь выводить неуместно.
Важное следствие названных правил
Вывести я бы школяров заставил.
Пусть оно бьёт молоточком по темени:
Эр - квадратичная функция времени
При ускорении постоянном,
Было б иначе, так было бы странно.
Эта зависимость нам говорит,
Что тело над плоской землёю летит
Не по какой-то кривой непонятной,
А по параболе, глазу приятной,
Если, конечно, о воздух не трётся.
Это движенье свободным зовётся.
В свободном полёте параметры трассы
Совсем не зависят от брошенной массы.
Воздух учитывать - дело баллистов
Или учёных-артиллеристов.
Школьнику нужно уметь рассчитать
Дальность полёта снаряда и знать,
Что улетает он дальше всего,
Если из пушки направить его
Ровно под 45 градусов к морю.
Но лучше стрельбой не способствовать горю.